Профессиональный тип личности
Цели:
- определение своего профессионального типа личности;
- развитие рефлексии;
- совершенствование навыков по работе со стандартным инструментарием;
- формирование навыков целеполагания и планирования.
1. Организационный момент
2. Основная часть
Вводное слово ведущего:
На предыдущем занятии каждый из вас определил свои профессиональные склонности и предпочтения в системах: Ч—П; Ч—Т; Ч—Ч; Ч—3/С; Ч-Х/О. На сегодняшнем занятии вашему вниманию будет предложен тест «Профессиональный тип личности». Такое самоизучение для вас важно: вы должны разобраться в себе и сделать верный, правильный выбор, свой выбор.
Я хочу вас предупредить о типичных ошибках при выборе профессии (сферы деятельности):
Во-первых, выбор «за компанию», когда молодой человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение «за компанию» со своим другом или подругой, товарищами по классу (одноклассниками). Но люди-то все разные, нет абсолютно похожих друг на друга. То, что подходит одному, другому не подходит. В итоге, через какое время человек осознает, что ошибся и предпринимает попытки найти себя в другой сфере занятий. Но время уже упущено. И все же никогда не поздно сделать свой выбор.
Во-вторых, неправильным может выбор профессии и в том случае, если человек проецирует свое отношение к школьному предмету на отношение к будущей профессии. Предположим, учащийся имеет хорошие оценки по литературе. Однако интерес к предмету может быть «житейским», на бытовом уровне. То есть человеку просто нравится знакомиться с произведениями литературы, рассуждать о характерах героев произведений, обсуждать причины поступков. Этого может быть недостаточно для того, чтобы стать хорошим филологом.
В-третьих, ошибочный выбор происходит тогда, когда молодой человек выбирает профессию из соображений престижности. Сейчас, как правило, эта работа в бизнес-структурах, в том числе в шоу-бизнесе. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где все блистательно и красиво... У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!
Причиной ошибки в выборе профессии может явиться недостаток информации о профессиях, а также о своих возможностях. Для того чтобы лучше узнать себя, выполним тест.
Тест «Профессиональный тип личности»
Ведущий. Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары вам необходимо выбрать одну профессию. Ваша задача - в своих тетрадях поставить порядковый номер ответа и рядом указать вариант выбранного вами ответа «А» или «В». Например, в первой паре, если вы выбрали профессию инженера-технолога, записываете - 1А, если ваше предпочтение отдано профессии инженера-конструктора, то ответ 1В. Аналогично во второй паре профессии электрорадиотехник будет соответствовать запись 2А, а профессии врач-терапевт - 2В.
Примечание. По ходу работы над содержанием теста учащимся даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профессиональной деятельности.
Вариант А |
Вариант В |
I) инженер - технолог
2) электрорадиотехник
3) оператор станков с числовым программным управлением
4)фотограф
5) спасатель МЧС
6) политолог
7) ученый химик
8) философ
9) лингвист 1
0) инспектор службы занятости населения
11) социальный педагог
12)тренер
13) нотариус
14) перфораторщик
15) лидер политической партии, общего движения
16) закройщик
17) водитель
18) чертежник
19) специалист по ремонту компьютеров и оргтехники
20) микробиолог
21) видеооператор
22) экономист
23)зоолог
24) программист
25) работник инспекции по делам несовершеннолетних
26) преподаватель
27) воспитатель
28) реставратор
29) корректор
30) фермер
31) парикмахер
32)экспедитор
33) ветеринар
34) автомеханик
35) археолог
36) библиограф
37) эколог
38) логопед
39) адвокат
40) кассир
41) поэт, писатель
42) криминалист (баллистик)
|
1) инженер-конструктор
2) врач-терапевт
3) кодировщик (обработка информации)
4) коммерсант
5) дизайнер
6) психиатр
7) бухгалтер
8) частный предприниматель
9) модельер
10)статист
11) биржевой маклер
12) искусствовед
13) менеджер
14) художник
15) писатель
16) метеоролог
17) работник пресс-службы
18) риэлтор
19) секретарь-референт
20) психолог
21) режиссер
22) провизор
23) главный инженер
24) архитектор
25) коммивояжер (сетевой маркетинг)
26) биржевой маклер
27) декоратор
28) зав. отделом предприятия, оргтехники 29) литератор и кинокритик
30)визажист
31) социолог(изучение)
32) редактор
33) директор (финансовый)
34)стилист
35)эксперт
36) корреспондент
37) актер
38) контролер
39) директор (глава АО)
40) продюсер
41) продавец
42) композитор
|
Обработка результатов
Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В начале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается итоговая сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т. д.
Для детального анализа и большей наглядности профессиональной направленности личности каждому учащемуся рекомендуется построить график: по оси абсцисс располагаются порядковые номера шкал от 1 до 6, по оси ординат - количество совпадений по каждой шкале.
I
Реал-й |
II
Интел-й |
III
Соц-й |
IV
Конв-й |
V
Предпр-й |
VI
Артист-й |
1 а
2 а
З а
4 а
5 а
16 а
17 а
19 а
21а
28 а
31 а
32 а
33 а
34 а |
1б
6а
7а
8а
9а
16б
20а
22 а
23 а
24 а
316
35 а
З6 а
37 а |
2 б
6 б
10 а
11 а
12 а
17б
20 б
25 а
26 а
27 а
36 б
38 а
39 а
41б |
3 б
7 б
10 б
13 а
14 а
18 а
19 б
22 б
29 а
32 б
35 б
38 б
40 а
42 а |
4 б
8 б
11 б
13 б
15 а
18 б
23 б
25 б
26 б
28 б
30 а
33 б
39 б
40 б |
5 б
9 б
12 б
14 б
15 б
21 б
24 б
27 б
29 б
30 б
34 б
37 б
41 а
42 б |
Интерпретация результатов
I. Реалистический - предпочитает работать с вещами, а не с людьми. Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Ориентирован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами и их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосабливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. В структуре способностей преобладают невербальные, то есть математические. Предпочитает занятия требующие конкретности, четкости (оператор ПК, техник, спасатель и др.).
II. Интеллектуальный (исследовательский) - ориентирован на труд с идеями и с вещами (объектами). Присуща как пластичность, так и ригидность в действиях. Характеризуется как любознательный, методичный (система в работе), любит работать в одиночку. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Отличается целеустремленностью, настойчивостью, терпеливостью. Предпочитает изыскательские профессии (узнать, распознать).
III. Социальный - ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединения. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен. Развиты вербальные способности, повышенная приспособляемость (пластичность) к меняющейся обстановке. Профессии (сферы деятельности) - обучение, лечение, обслуживание и т.д.
IV. Конвенциалъный - отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями. Связан с традиционными видами деятельности - канцелярскими, конторскими. Подход к чему-либо - практичен, стереотипен, он не оригинален. Характерны консерватизм, ригидность, но обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Преобладают невербальные способности, прекрасный исполнитель.
V. Предприимчивый - выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчет. Наделен как вербальными, так и не вербальными способностями, обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимодействия. Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму. Настойчив в достижении цели, лабилен. Типы темпераментов - холеристический и сангвиник.
VI. Артистический - сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений. Часто свойственен фатализм. Очень чувствителен, несоциален, оригинален. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален. Предпочитает занятия творческого характера. Преобладают вербальные способности. Для этого типа характерны исключительные способности восприятия и моторики, высокая чувствительность всех анализаторов. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален. Ведущий. Выполните следующее задание: нарисуйте ось координат, составьте график профессиональных типов.
Участники обсуждают полученные результаты.
Игра «Телеграф»
Ведущий. Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаешь (хлопок).
Ритуал прощания
Аплодисменты.
Комментарий и рекомендации
Это занятие в контексте программы по профориентации значимо, так как на нем, помимо работы над тестом, ведущий рассказывает о типичных ошибках, которые допускают молодые люди при выборе профессиональной деятельности. Есть замечательное правило, которое гласит: «Предупредить - значит вооружить».
Как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися тестовых заданий оказывается малоэффективным делом, если I ведущий не заинтересовывает подростков подобным тестированием, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. В целях активизации творческого процесса мы бы рекомендовали после рассмотрения блока теоретической информации организовать и провести игру (упражнение) на «разогрев» и «настройку». В качестве примера приведена игра «Телеграф».
|